|
|
Ракетный крейсер «Украина» по дешевке сплавят москалям Как сообщил на минувшей неделе на пресс-конференции глава николаевской облгосадминистрации Алексей Гаркуша, по поводу судьбы крейсера «Украина» ведутся переговоры. Как стало известно из компетентных источников, в «Украине» заинтересован российский ВМФ. Корабль стал четвертым в серии ракетных крейсеров, строившихся для советского Военно-морского флота по проекту 1164 ленинградского Северного КБ. Корпус «Украины» (тогда корабль носил другое название) спустили на воду еще в 1990 году. После развала Союза Минобороны Украины планировало достроить крейсер для украинских ВМС. До начала 1996 года работы по достройке велись за счет Минобороны Украины. Однако затем их финансирование прекратилось в связи с отсутствием средств. Принципиальное решение о достройке «Украины» для отечественных ВМС руководство страны приняло в 1998 г. Ракетный крейсер, который согласно проекту способен нести на своем борту ядерные боезаряды, собирались сделать флагманом украинских военно-морских сил. Контракт на достройку корабля на сумму 110, 9 млн. грн. (на тот момент — около 28 млн. долларов США) был заключен в марте 1999 года. Достройка должна была проходить в три этапа. Но если на первом этапе дела шли неплохо, то второй этап достройки не был завершен, а долги Минобороны перед судостроителями накапливались. Руководство страны тоже стало несколько иначе оценивать необходимость достройки крейсера. Так, во время визита на завод им. 61 коммунара в начале 2002 года тогдашний украинский премьер Анатолий Кинах сделал заявление совершенно иного плана: «Мы не допустим утилизации корабля». Это было первое публичное упоминание высоким государственным чиновником возможности такого плачевного исхода. Кинах высказался вполне конкретно: крейсер Украине не нужен, и необходимо постараться продать его за рубеж. Продать крейсер украинскому правительству не удалось. Ни одни из потенциальных покупателей — Россия, Китай или Индия — не выразил тогда готовности приобрести «Украину». Новый этап в определении судьбы крейсера обозначился в феврале 2004 года, когда по итогам визита в Николаев премьер-министр Украины Виктор Янукович обратился к главе государства с предложением отказаться от идеи утилизации крейсера и дать возможность Кабмину попытаться решить проблему. Итогом усилий Кабмина стал визит в Николаев в конце июля текущего года главкома ВМФ Российской Федерации адмирала флота Куроедова. Он лично осмотрел крейсер и остался доволен его техническим состоянием. Главком обратился к высшему руководству России с предложением вернуться к рассмотрению судьбы «Украины». Тем временем состояние корабля изучила комиссия главного управления кораблестроения ВМФ РФ, оценившая состояние крейсера и содержание его заводом как хорошее. В протоколе был зафиксирован ключевой для коммунаровцев момент: по мнению россиян, завод способен достройку в трех вариантах — без вооружения; в полном объеме согласно проекту и достройку с модернизацией. Позже на сентябрьском совещании в Москве с участием представителей завода, оборонных ведомств двух стран и Главупра кораблестроения ВМФ РФ россияне подтвердили, что корабль находится в хорошем состоянии, и они заинтересованы в том, чтобы ввести его в строй при условии приемлемой стоимости достройки. Россияне впервые подтвердили, что они согласны приобрести корабль. На вооружении российского флота есть корабли аналогичных проектов. Один из них — крейсер «Москва», входящий в состав российского Черноморского флота, уже после распада СССР ремонтировался на заводе им. 61 коммунара и был передан заказчику в 1999 году. В случае с «Украиной», россиян заинтересовала схема, предложенная украинской стороной. Наша страна готова отдать корабль россиянам при условии компенсации всех расходов на его достройку и содержание в период 1992-2004 гг., а также при согласии России финансировать его достройку в Украине. Конкретные суммы стороны не называют, но как сообщили руководители завода им. 61 коммунара, для россиян предполагаемая сделка выгодна тем, что они могут получить крейсер по цене современного корвета. Для сравнения: на мировом рынке вооружений современный корвет стоит до 200 млн. долларов США. В любом случае, для государства такой вариант решения проблемы крейсера будет куда выгоднее его утилизации. Не останутся внакладе и судостроители, мечтающие о финансировании достройки корабля. По мнению руководства завода, оптимальный для «61-го» вариант — это полная достройка корабля, при которой завод получит стабильную загрузку на срок до двух лет. Валерий Агафонов подтверждает готовность полностью обеспечить ходовую, электромеханическую часть, навигационное оборудование. Установка военного оборудования — дело россиян. При этом существует вероятность, по словам директора завода, что россияне согласятся на модернизацию, ведь оборонные технологии не стоят на месте. К примеру, вместо «Базальта» россияне разработали новые, более современные ракетные комплексы. Основные характеристики крейсера «Украина»: Полное водоизмещение — 11,3 тыс. тонн Длина — 187 м Ширина — 20,8 м Осадка — 6,3 м Высота борта — 12,6 м Оборудован двухвальной газотурбинной установкой мощностью 115 тыс. лошадиных сил Полный ход — 32 узла (около 60 км/час) Автономность плавания по запасам провизии — 30 суток Дальность плавания — 7500 миль Экипаж 485 человек плюс 10 человек авиагруппы
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|