|
|
ОТ УДОЯ К УБОЮ «Доставание» страны Почему Danone и Wimm Bill Dann-PepsiCo понадобилось пересматривать рыночную теорию и мясомолочную практику. Экономисты всего мира свято уверены в том, что для увеличения выпуска какого-либо товара необходимо и, зачастую, достаточно простого повышения его рыночной цены. Если товара недостаточно, конкуренция потребителей приводит к росту цен, предприниматели в погоне за наживой делают новые инвестиции, отрасль расцветает, выпуск дефицитного товара увеличивается до тех пор, пока рынок не будет насыщен. В результате – цены уменьшаются. Данный механизм принято считать одним из фундаментальных постулатов экономической теории и основой рыночной экономики. Многократные попытки заменить рынок централизованным планированием, предпринятые в СССР и других странах соцлагеря, на практике показали свою несостоятельность. Дикий рынок буквально разгромил высоколобый Госплан. Однако то, что не удалось коммунистам, похоже, вот-вот удастся украинской общественной организации со скромным названием «Достояние страны». Ее специалисты оказались буквально в шаге от опровержения базовых рыночных законов - оказывается, рост цен на продукцию ведет к кризису ее производителя и чтобы уберечь его от неминуемого краха, цены необходимо немедленно снижать! Монопольные корни Если бы нечто подобное изрекла какая-нибудь ассоциация потребителей или политики, это еще можно было бы понять. Для первых производитель чуть ли не априори главный враг, а необходимость постоянно с ним бороться часто приводит к некоторым интеллектуальным деформациям. Вторым по жанру деятельности положено нести различный популистский бред. Но каким образом Ассоциация производителей сельхозпродукции, среди членов которой есть и молочные фермы, смогла додуматься до такой «гениальной» мысли, что производителям молока просто необходимо снижения цен, на производимую ими продукцию, - действительно загадка. Возможно, что у этой загадки есть один весьма простой ответ. «Озарение» пришло в голову не самому руководству ассоциации, а другим уважаемым людям, которые настолько авторитетны, что их советы не принято подвергать критическому анализу. Так, на прошлой неделе украинские аграрные эксперты живо комментировали новость о том, что крупнейшие переработчики молока Bel (ТМ Шостка), Danone, Wimm Bill Dann-PepsiCo, Loostdorf и Ukrproduct намерены предложить правительству обложить экспорт их продукции новой временной пошлиной, дабы снизить закупочные цены на сырое молоко, производимое молочными фермами и рядовыми селянами. Сообщение, согласитесь, из числа экстраординарных – ну не часто капиталисты настолько озабочены бюджетными проблемами и защитой интересов потребителя, что просят правительство обложить их дополнительным экспортным налогом. Впоследствии, правда, выяснилось, что ни одна из названных компаний ничего платить и не собирается, просто потому что почти ничего не экспортирует из Украины. Львиная доля украинского экспорта приходится на Россию, которая не дает разрешения на ввоз товаров принадлежащих им украинских предприятий. Получается, что Bel, Danone, Wimm Bill Dann-PepsiCo, Loostdorf и Ukrproduct хотят уговорить правительство ввести экспортные пошлины для своих конкурентов - в расчете на то, что последние будут вынуждены сократить экспорт, а, значит, и закупки украинского молока, отчего оно, естественно, подешевеет. Возможен, конечно, и другой вариант: само правительство настойчиво попросило компании выработать меры по сдерживанию роста цен на молочные продукты, и они не придумали ничего лучше, чем решить проблему за счет своих конкурентов и производителей молока. Как бы то ни было, но введение пошлин действительно снизит цены на молоко, что, по мысли «экспертов» из «Достояния страны», предотвратит развитие кризиса в животноводстве. Скисшие плоды Может быть, все настолько хорошо, что необходимо задуматься над превентивными мерами по предотвращению кризиса перепроизводства, а, значит, снизить закупочные цены на молоко? Отнюдь. По сравнению с советским периодом производство молока и поголовье крупного рогатого скота (КРС) упало в несколько раз и продолжает сокращаться каждый год примерно на 3%. В результате Украина уверено превращается из экспортера в импортера молочных продуктов. Крестьяне режут коров, потому что им не выгодно их содержать – цена на молоко не компенсирует их затрат. Прибыль от молочного производства получают только крупные фермы, работающие по современным технологиям и использующие западное оборудование. Производимое ими молоко качественнее селянского, поэтому и стоит примерно в два раза дороже. Однако в общем балансе доля таких ферм составляет меньше 10% всего перерабатываемого в стране молока. Что же произойдет? Скотобойни окажутся переполнены украинскими коровами. Сдать корову на мясо куда быстрее и проще, чем вырастить новую, поэтому конечный результат очевиден – украинского молока перестанет хватать даже для потребностей внутреннего рынка. Экспорт прекратится, а компании-инициаторы пошлин, заработав на временном снижении цен, вновь запоют печальную песню о дефиците сырья и высоких ценах на сырое молоко, которые вынуждают их поднимать цены для потребителей. Ну и, конечно, российские заводы таких компаний как Danone, Wimm Bill Dann-PepsiCo совершенно «случайно» избавятся от докучливых украинских конкурентов, расправят крылья и, глядишь, в Белокаменной тоже появится Ассоциация по борьбе с еще сохранившимся достоянием страны.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|