|
|
МОЛОЧНОЕ НЕСВАРЕНИЕ Бюджет-2010 может скиснуть до истечения «срока годности» Правительство Януковича можно поздравить с самым быстрым в истории Украины прохождением всех стадий бюджетного процесса: на обсуждение судьбоносного для страны документа в парламенте было потрачено ноль часов ноль минут. Однако обмануть природу–нашу мать еще никому не удавалось... Сверхсветовая скорость принятия бюджета связана вовсе не c безупречным совершенством творения Азарова и Ко, а напротив, с его сомнительным качеством, грозившим в случае публичного рассмотрения вылезти наружу, как шило из мешка. Ляпы и очевидные провалы принятого бюджета стали обнаруживаться до осуществления ударной операции по его принятию. Попытка же не замечать соответствующих проблем грозит падением популярности «партии и правительства». Уже на второй день после его принятия, депутаты стали говорить о том, что возможно, придется вносить изменения в бюджет-2010. Уже появилось первое предложение о внесении изменений в бюджет-2010. О реальности таких шагов сказал депутат Сергей Терещук. Причина – фактическая отмена господдержки производителей молока и мяса. Деньги на нее, конечно, выделили, но таким способом, что получить их в этом году будет практически невозможно. Теперь остается только гадать, сколько еще подобных сюрпризов заложил в свое детище Минфин, и не придется ли коалиции впоследствии вносить поправки тысячами и придумывать специальный механизм для внесения изменений в уже действующий финансовый план страны. Поскольку ранее множество поправок вносилось на стадии обсуждения бюджета, а в этом году его приняли без традиционного предварительного анализа основного финансового документа У коровы вымя не железное, а с быками - и того хуже Еще в прошлом году Верховная Рада в стахановском темпе и без обсуждения с представителями самой отрасли, приняла очередной «антикризисный закон». По мысли законодателей, они облагодетельствовали крестьян тем, что предоставили правительству право перейти от субсидирования закупочных цен на мясо и молоко к прямому дотированию производителей посредством выплаты фиксированных компенсаций за содержание каждой «коровы». Последняя формулировка вызвала шквал недоумений и шуток в профессиональной среде (подробнее об этом см. Коровье бешенство народных депутатов). Дело в том, что «корова» - слишком расплывчатое понятие, подходящее для детских сказок, но не для нормативных документов. Так, коровами являются и телушки, которые еще не дают молоко, и коровы, которые уже не дают молоко; также не понятно, что делать с бычками, которых выращивают на убой: они ведь, вроде, коровами не являются, но их мясо мы едим так же, как и коровье. Однако основное количество претензий со стороны экспертов и представителей отрасли обрушилось на авторов закона даже не за его своеобразный язык, а за сам принцип поголовной выплаты дотаций. Дело в том, что он означает замену стимулирования реального роста продуктивности молочного стада и повышения качества молока на стимулирование роста отчетной численности поголовья скота. Ведь в соответствии с законом, дотацию предполагается выплачивать по факту предъявления справки о существовании коровы, а не по факту сдачи ее молока или туши. В результате в ближайшем будущем, по мнению экспертов, можно ожидать выведения как новой породы украинских виртуальных коров, существующих только на бумаге, так и отказов собственников реальных буренок от оформления документов на получение дотаций: во многих деревнях нет ни почты, ни отделения банка, а сам размер дотации, если поделить имеющиеся средства на всех существующих в Украине коров, а не только на тех, чье молоко сдается на переработку, в год может составить, аж 300 грн. Вот и возникает вопрос: а имеет ли смысл крестьянину ездить в другое село, собирать справки, открывать счета в банке, стоять в очередях, договариваться с почтальоном, объясняться с ветеринарной службой и налоговой, если после всех этих мучений он может получить столь «внушительную» сумму?! Однако и это еще не конец, самое замечательное в том, что, как мы уже упоминали, министерство агрополитики чисто физически не может осуществить выплаты дотаций в соответствии с новым порядком. Дело в том, что получать их должны порядка 1,6 млн производителей, у которых на руках находится около 2,2 млн коров, однако, ни реестра самих получателей, ни реестра коров в Украине не существует. Более того, многие коровы являются нелегалами–гастарбайтерами, живущими на украинской земле без каких-либо документов, удостоверяющих их существование. Минфин против МинАПК и здравого смысла Оценив перспективы падения рейтинга нового президента на селе в случае фактического блокирования выплаты дотаций, Минагрополитики направило письмо в Минфин с просьбой предусмотреть в бюджете сохранение в 2010 году старого порядка, то есть не направлять аккумулируемый переработчиками НДС в спецфонд бюджета для выплаты «поголовной» дотации. И хотя предложение аграриев не требовало никаких дополнительных затрат, Минфин его просто проигнорировал. Возможно, подчиненные Азарова сделали это неслучайно: как заявила эксперт консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник, в действительности правительству выгодно положение, при котором деньги на дотацию считаются формально выделенными, но не будут израсходованы по назначению. Это позволит отчитаться о росте государственной поддержки сельского хозяйства, а затем использовать соответствующие средства по своему усмотрению, в ручном режиме затыкая провалы по социальным статьям. Однако, вместе с тем в Правительстве не могут не понимать, что оборотной стороной медали станет не только возмущение селян, но и повышение розничных цен на молочные продукты, рост импорта и сокращение производства и переработки, а значит - и сокращение поступлений в бюджет. Дело в том, что западные фермеры активно поддерживаются своими государствами, из-за чего наши крестьяне не могут конкурировать с ними, полагаясь исключительно на свои силы. Кто станет «Гераклом» в кабминовских коровниках? По большому счету, у «регионалов» есть три варианта выхода из положения, в которое они сами себя загнали. Первый, которым наверняка с удовольствием воспользовалось бы большинство чиновников, – потребовать от переработчиков, чтобы они из своего кармана компенсировали отмену субсидии к закупочной цене. Сделать это, конечно, можно, однако, тогда неминуемо вырастут розничные цены, отечественную продукцию начнет замещать импорт, и, как итог, сократятся объемы закупки сырья, что снова ударит по крестьянам. Второй – сделать вид, что ничего не произошло, перераспределять «сэкономленные» деньги, игнорируя недовольство производителей молока и мяса. Однако, как известно, люди гораздо тяжелее переживают ситуации, когда у них что-то забирают, нежели когда им не дают чего-то нового. Это делает данный ход бессмысленным и вредным из-за отрицательных электоральных результатов. И, наконец, третий вариант – проголосовать за перенос введения нового режима господдержки на 2011 год. Законопроект о внесении соответствующих изменений в злополучный «антикризисный закон» уже зарегистрирован председателем аграрного комитета ВРУ и видным «регионалом» Григорием Калетником. Однако, этого может оказаться недостаточно: как уже указывалось, соавтор Калетника из Блока Литвина Сергей Терещук уже заявил, что в случае необходимости коалицианты готовы внести изменения и в сам бюджет. Проблема в том, что это даст возможность представителям оппозиции говорить о его низком качестве. Скорее всего, уйти от последнего варианта правительству Азарова все же не удастся. До сих пор любой украинский бюджет достаточно серьезно изменялся после рассмотрения в парламенте. При этом, дело не только в том, что он становился более популистским - в нем также исправлялись многочисленные ошибки украинских финансовых чиновников, привыкших пестовать в себе абсолютную глухоту даже к наиболее очевидным доводам разума. В этот раз такая очистительная процедура пройдена не была, соответственно, можно с уверенностью утверждать, что молочная проблема – всего лишь первоцвет из целого букета подобных откровенно провальных и алогичных решений. Если же «регионалы» попробуют всего этого не замечать, то очень скоро поплатятся своим рейтингом, вызвав гнев и недовольство в самых широких слоях украинских избирателей.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|