22 августа


08:30

Доба ООС: є поранені

21 августа


17:30

Омбудсмен РФ відмовилася обговорити в Мінську обмін російських громадян

15:28

Головні замовники «джинси» в українських інтернет-ЗМІ - кум Путіна і московські попи

14:40

На параді у Києві покажуть «натівський» танк «Ятаган» (фото)

12:12

7,6 млн «на вітер»: чому племінника Матіоса і «кореша» Луценка не покарано за п’яне водіння

10:29

Алексей Тамразов повторно задержан сотрудниками ГПУ

08:15

Поліція відпустила винуватця масштабної ДТП у Києві. Але затримала обурених цім очевидців ДТП

07:32

Доба ООС: ще 2 військовослужбовців поранено

20 августа


21:42

Россия сможет заменить украинский Ан-124 «Руслан» – лет через 30

20:21

Спрос жителей Крыма на украинские паспорта существенно возрос

16:05

Возобновляется газоснабжение Авдеевки

14:35

«Выборы» главарей ОРДЛО отменили из Москвы

14:15

Убитый под мэрией Харькова стрелок был пьян

12:18

Приватизацію «Державної продовольчо-зернової корпорації» скасовано: китайці не забули про 1,5 млрд доларів

11:41

У ИСД отобрали завод в России

07:59

Скоєно напад на мерію Харкова: загинув поліцейський, поранено охоронця, нападника ліквідовано

07:29

Доба ООС: 20 обстрілів, втрат немає

19 августа


18:12

Прем'єр Гройсман анонсував прем’єру кінострічки про Петлюру

14:33

Возле офиса Укравтодора провалилась проезжая часть (фото)

12:41

Берлинские переговоры про «минские договоренности»: Меркель и Путин «сверяли часы». Три часа стрелки крутили

07:57

Доба ООС: двоє українських військовослужбовців загинули, ще двох поранено

18 августа


11:26

Син голови СБУ став заступником прокурора Полтавської області

10:44

Это не сезон, а «катастрофа и эпидемия»: в Крыму детей подстерегают менингит, вирусы и клещи

08:33

Доба ООС: поранено ще двох українських військовослужбовців

17 августа


21:58

США передали Україні ще дві станції контрбатарейної боротьби (фото)

21:20

«Ф#сека»: директор «Зари» не вполне цензурно оскорбил главного тренера «Шахтера»

20:53

Крымчане об отдыхающих на оккупированном полуострове россиянах: «Это жадные варвары»

20:29

Затримали ще двох підозрюваних у нападі на Гандзюк

20:06

Більше року тортур, погрози кинути «на підвал» маму… Потвори «руського миру» змусили Стаса Асєєва оговорити себе на камеру російського ТБ

18:43

Родичі судді-безхатченка, який закрив справу Кернеса, стали власниками квартир та люксових авто

БЮДЖЕТНАЯ ФАБРИКА ГРЕЗ

Определяя определение патриотического патриотизма

Почему третья часть исторической саги «Червоний. Коло вогню» не прошла тест на «патриотизм», а гэг-комедия «DZIDZIO. Перший раз» едва не преодолела барьер «патриотизма».


С момента появления в Законе Украины «Про державний бюджет України на 2018 рік» статьи расходов «Виробництво (створення) та розповсюдження фільмів патріотичного спрямування» культурно неравнодушную общественность волнует вопрос: каким образом должны выделяться бюджетные средства на статьи, в которых господствуют термины, не определенные ни в одном нормативно-правовом акте?

Кинообщественности приходится «на бегу» подхватывать в целом позитивные законодательные инициативы и пытаться расшифровать «в полете», что же имел ввиду законодатель.

Проблематичность формулировки состоит из двух частей. Во-первых, что считать патриотическим кино? До момента принятия бюджета-2018 это была эфемерная дефиниция, базирующаяся на обычном праве, морали, здравом смысле, но нигде (даже косвенно) не урегулированная.

Вторая составляющая потенциальной проблемы – определение «распространение». Имел ли в виду законодатель финансирование международного продвижения, участие в фестивалях, PR и SMM? Или же это будут дотации кинотеатрам, которые поставят в свои репертуарные планы профинансированное по программе кино? А кино, снятое не за программные деньги, но очень патриотичное? Его поддержат?

Решить все эти проблемы в течение одного финансового года поручено Министерству культуры. И министерство отважно принялось делать первые шаги. Нам же остается наблюдать и подавать свой «глас народа», когда что-то (очевидно) пойдет не так.

С конца февраля сего года коллегией Минкульта были предложены и отклонены рекомендации «относительно оценки фильмов патриотической направленности», согласно которым отдельно созданная комиссия должна распределять 500 млн грн. из госбюджета. Комиссия была создана (ее официальное определение – «Експертна рада при Міністерстві культури України з відбору кінопроектів для надання державної фінансової підтримки на виробництво (створення) та розповсюдження фільмів патріотичного спрямування»), был проведен отбор заявок допущенных комиссией к первому питчингу, который состоится 24-26 июля.

(Питчинг (англ. pitch — выставлять на продажу) — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект, в нашем случае – при распределении госбюджетных средств).

Первоначальные «рекомендации» состояли из 13 пунктов:

(фото сайта LB)

Однако они были отвергнуты греческим хором opinion-makers от культуры: многие назвали содержание рекомендаций «совком», а член коллегии Минкульта, известный художник Александр Ройтбурд даже предположил, что рекомендации не нужны вообще никакие.

(заседание коллегии Минкульта, 27.02.2018, фото LB)

Мотивы «хейтеров» можно понять: художник имеет право творить вне рамок и ограничений. Но, к сожалению (или к счастью), никто не имеет права направлять бюджетное финансирование вне рамок и ограничений.

Начиная разговор о праве художника самовыражаться, непременно подойдем к постулату «искусство вне политики» - и в этот самый момент отдалимся от «патриотического» кино на диаметрально противоположную точку общественно-культурных координат. Приходится спускаться на бренную землю и, обратившись лицом к Закону Украины «Про державний бюджет України на 2018 рік», определяться с терминами.

Ознакомившись на сайте Минкульта с объявлением о подаче заявок на грядущий конкурc, который стартует завтра, и «Порядком проведення відбору кінопроектів патріотичного спрямування, для виробництва (створення) та розповсюдження яких надається державна фінансова підтримка», можно увидеть, как творчески перерабатываются наработанные и выброшенные на свалку истории февральские «рекомендации». Начинается пункт 2 Общей части Положения фразой: «Патриотическая направленность кинопроекта предусматривает, что его содержание соответствует, по крайней мере, одному из следующих признаков: связан с популяризацией прав, свобод, обязанностей человека и гражданина, способствует развитию национального сознания, патриотических чувств» - и далее состоит полностью из пунктов 1, 2 и 13 «рекомендаций». Соответственно, 10 (десять) из 13 пунктов «рекомендаций» попросту выброшены за ненадобностью.

Например, Минкульт не считает необходимым воспитывать патриотизм посредством экологической грамотности. А зря.

Любой, кто видел знаменитые фото засыпанных мусором водоемов Карпат, уже, наверное, в тот момент осознал, что страна наша богата красотой и природными чудесами, но любим мы ее странною любовью или не за это:

(фото Романа Михайлюка)

Так что патриотизм через экологическое воспитание нам остро необходим, согласитесь.

Точно также были выброшены еще 9 пунктов детализации понятия «патриотической направленности» в отечественном кино.

ТЕКСТ ВНЕ ФОКУСА

Хорошо или плохо подобное сокращение текста, приводящее к размыванию смысла? Однозначно, плохо. Возможно, авторы первоначальных рекомендаций выглядели смешно в глазах маститых творцов. Ну, действительно, где авторы каких-то внутренних инструкций, а где Искусство? Тут не о чем говорить.

Но когда искусство начинают кормить из бюджета страны, правовое регулирование становится неизбежным. И всем нам хочется, чтобы это правовое регулирование было человечным, понятным и легко применимым. А не таким, как обычно – рамочными законами, которые производят впечатление инопланетных формул, спущенных из космоса на головы бедных украинцев.

В чем проблема плохо детализованного регулирования? В том, что им невозможно пользоваться в нормальной человеческой жизни. Правовое государство, к которому мы так стремимся, предполагает, что для удобства всех участников общественно-правовых отношений максимально прописан каждый шаг.

На сегодняшний день написаны тонны научных работ, и в том числе нобелевских лауреатских трудов, которые убедительно доказывают, что экономически и политически успешны те страны и сообщества, в которых высок уровень доверия. Уровень доверия не спускается директивой сверху. Уровень доверия произрастает из предсказуемости социально-политической и экономической жизни общества. В предсказуемом социуме у вас высокий горизонт планирования, вы можете просчитать свои и государства шаги и спокойно все спланировать.

В законах и нормативных актах, которые «обо всем хорошем», но ни о чем конкретно, слишком много «коррупционноемких» дыр и пространства для путаницы, недопонимания, спорных вопросов и в итоге - роста социального напряжения.

Представьте себе положение, задающее очень общие рамки, как коробку из-под холодильника с надписью «одежда», куда вы забрасываете, а потом достаете оттуда всю свою одежду, включая пальто, манто, белье и «треники». А теперь представьте гардеробную, в которой сотня полочек ящичков и коробочек, где галстуки с галстуками, а бабочки с бабочками - как тщательно детализированный и систематизированный документ.

Представили? Вот!

СТРАНА-АГРЕССОР, РЕЖИССЕР-«ВАТНИК»: КОГО И СКОЛЬКО?

Та же история и с положениями министерств, письмами ведомств и законами. Это труд и время, но положение необходимо прописывать тщательно и детализировать во избежание конфузов. И, самое важное, когда речь идет о бюджетных деньгах, необходимо прописывать не только вопросы признаков патриотичности.

Например, в заявке на питчинг есть два пункта «Планируются ли съемки на территории страны-агрессора (да или нет, указать продолжительность). Планируется ли привлечение к производству фильма юридических лиц государства-агрессора (да или нет)».

Во-первых, в этих пунктах видится некое лукавство. Вот это «да или нет, указать продолжительность» - странная формулировка, наверное, логично было бы обосновать необходимость таких съемок? Что зависит от того 5 дней будут съемки на территории государства-агрессора или 25? Есть нормативы по контактам с агрессором?

Во-вторых, все мы «между строк» знаем, что нельзя отвечать на первый и второй пункт «да», но в правовом государстве категорически недопустимы «между строк».

Ну, и в-третьих, эти два пункта ни от чего не предохраняют, потому что, к примеру, фильм «Кроткая» снят на территории государства-агрессора, и ничего. Но, например, в Украине невозможно показать профинансированный Госкино фильм «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, потому что одну из ролей в нем сыграла актриса из «черного списка» (да и сам Герман-мл. – «ватник» еще тот, как выяснилось недавно: ему «противна» Украина, и Запад в том «виноват»). И при этом об актерах из «черного списка» в заявке нет ни слова. Их патриотично снимать в патриотическом кино? Хотелось бы уточнить. Давайте не наступать хотя бы на уже идентифицированные кинограбли.

И, наконец, общерыночные тенденции тоже важны, мы же хотим, чтобы кино смотрели, чтобы оно было интересным, чтобы не только роту солдат в «кинозал при казарме» приводили на него посмотреть.

ЗА ЛИДЕРА ОБИДНО…

Видимо, без учета современных наработок киноиндустрии раздача денег по критериям, прописанным в Положении для первого этапа конкурса «Патриотическая направленность; оригинальность идеи; актуальность темы; драматургическая качество сценария; социальная значимость» (по 5 максимальных баллов за каждый) – это, наверное, слишком расплывчато? Возможно, критерии необходимо пересматривать, либо учиться применять уже существующие, иначе, чем объяснить, например, вылет из конкурса третьей части киносаги «Червоний. Коло вогню» и сериала «Червоний»?

(Что ж вы, комиссары от Минкульта, творите?! – как бы недоумевает герой к/ф «Червоний»)

Львиная доля современного кинорынка захвачена сиквелами, приквелами и спиноффами. Не потому что кинодельцы ленивы, а потому что маркетинг. Зритель любит видеть вновь и вновь знакомых героев, зрителю нравится узнавать еще немного больше о жизни уже полюбившихся героев и их окружения. Таковы реалии зрительских предпочтений. И весь успешный киномир оседлал эти реалии и эксплуатирует. И только комиссия Минкульта, подобно плохо воспитанному ребенку, бросает недоеденное яблоко и тянется за новым.

Жажда неизведанного - это прекрасно, но не в случае, когда народ Украины вам доверил 500 миллионов кровных денег. Первая часть киносаги «Червоний» привлекла пристальное внимание патриотов и просто кинозрителей, получила массу положительных отзывов. Во время показа в эфире канала ICTV показатели просмотра фильма в высших точках был 16,29, что в пересчете на количество зрителей - более 4 млн человек, посмотревших фильм; количество просмотров в сети Интернет около 1 млн.

Затрачены средства Госкино, приложены колоссальные усилия съемочной группы, которая провела беспрецедентный тур в поддержку картины, посетив 24 города Украины и пообщавшись со зрителями вживую. Сделано все возможное и невозможное, подготовлена почва для дальнейшей экспансии, зритель готов с энтузиазмом встретить продолжение. И в случае «Червоного», в отличие от других успешных релизов отечественных кинолент (при всем уважении) прошлого года, продолжение возможно и необходимо.

Но спецкомиссия при Минкульте так не думает.

Давайте вернемся к пяти пунктам по пять баллов и попробуем понять, что же думает комиссия. «Патриотическая направленность» - борьба за свободу Украины длинною в жизнь, интересно сколько баллов по этому пункту? «Оригинальность идеи» - ну вы в курсе, «борьба за свободу Украины, длинною в жизнь» - честные 0 баллов, что уж тут «оригинального»…

«Актуальность» темы. «Червоний. Коло вогню» - фильм о полноценном участии Украины в качестве самостоятельного актера на полях Второй мировой войны. Мы были в считанных долях удачи от независимости в сороковые, мы понесли колоссальные потери, но об этом в кино, да и вообще нигде (кроме кухонь) никто сегодня не говорит, - потому, видимо, что тема не актуальная, вот и нечего начинать.

«Драматургическое качество сценария» - Кокотюха, самый продаваемый писатель в Украине. Давайте предположим, что он в состоянии написать сценарий? Первая честь была духоподъемным и увлекательным фильмом, все титры от начала до конца по 10-15 минут залы аплодировали стоя. Давайте предположим, что это и заслуга сценариста в том числе? Но комиссия не может такого предположить.

И последнее, «социальная значимость»…. Вот лень даже обсуждать.

Как такое могло произойти, что все усилия Госкино, творческой группы, уже потраченные бюджетные деньги спущены в канализацию коллективного легкомыслия? Надо в консерватории что-то менять?

ВМЕСТО P.S. 34 ГОДА. ДЕВСТВЕННИК

Eсли бы вы успели просмотреть выложенные (и после этого внезапно спрятанные) Минкультом экспертные карточки по каждому фильму, претендующему на бюджетное финансирование «патриотической составляющей», то могли составить мнение об уровне экспертизы.

Проведя анализ 12 экспертных карточек фильма «DZIDZIO. Перший раз», мы приходим к неутешительному выводу, что эксперты нуждаются как минимум в тренинге, из которого они выйдут совсем другими людьми, то есть - вынесут значение основных понятий.

(кадр из к/ф «DZIDZIO. Перший раз»)

Первая часть тренинга должна состоять из внедрения в головы экспертов понимания, что речь идет исключительно о тех свойствах будущего кинопродукта, которые могут влиять на уровень патриотизма просмотревших его зрителей - и желательно уровень этот повышать. После чего необходимо донести до уважаемых комиссионеров значение проектных категорий применительно к кино «патриотической направленности», а именно:

- «актуальность темы» (например, эксперт №4 считает, что степень патриотической актуальности темы может определяться словами «интересная комедия» - ага, чем забористей сюжет и гэги, тем «патриотичнее»);

- «оригинальность идеи» (тот же эксперт оценивает «оригинальность» высшим баллом и поясняет: «лирическая комедия про 34-летнего девственника», - видимо жизнь эксперта такова, что секса в ней много и давно, и мы рады за него);

- «социальная значимость» (тот же эксперт считает ее высокой и пишет аргументацию: «широкая зрительская аудитория»!.. Скажите уже кто-нибудь этому лучезарному человеку без проблем с сексом, что социальная значимость - это не количество человекомест в зале, а свидетельство того, что проект направлен на важные социальные изменения в обществе - применительно к кино «патриотической направленности».

В случае с заявкой «DZIDZIO. Перший раз» (это та самая «лирическая комедия о 34-летнем девственнике», поданная на конкурс патриотических фильмов, ибо и среди престарелых девственников тоже попадаются патриоты) у нас есть 12 экспертных карточек. Из них одна не заполнена, соответственно - 0 баллов. 3 карточки принадлежат откровенным «хейтерам», которые по пяти пунктам поставили по 1 балу. Так и представляешь себе чувака, который просто, не вникая, говорит «А, Дзидзьо, фу, гадость. Нафиг-нафиг». И еще 8 с высокими оценками (проходной балл во второй тур - 15 баллов) - от 15 до 21 балла.

(DZIDZIO. Перший раз, официальный тизер фильма, премьера – осень 2018 г.)

Так не бывает, ребята. Между «хейтерами» и любителями творчества Дзидзьо - ни одного умеренного эксперта! Понятно, что каждый эксперт смотрел на заявку Дзидзьо и принимал решение жить ей или не жить, а затем расставлял баллы «наугад». Более ответственные пытались аргументировать свои оценки, хотя есть и те, кто откровенно игнорировал прямое требование, прописанное в стандартной форме экспертной карточки – «аргументация»…

Самое грустное, что наплевательское отношение к своим обязанностям члена Экспертного совета и полное нежелание что-либо аргументировать демонстрирует глава этого самого совета Дончик Андрей Владимирович: натыкал «колов», а почему не «двойка» - догадывайтесь.

Можно сколь угодно долго рассуждать о значимости повышения уровня патриотизма. Можно столь же резонно указывать, что агрессоры вливают огромные деньги в расшатывание устоев осознанного украинства.

Но если вам выделили 500 млн на борьбу с этой «гибридной» гидрой – то явно не потому, что эти полмиллиарда гривень были в стране лишними.

Так будьте любезны – работайте.

Граня ГАЙДУКЕВИЧ


"ОБКОМ"

Версия для печати  Версия для печати

23 Июля 2018 17:34


 

 

Якій з цих фільмів, що були відібрані українським Оскарівським комітетом, найбільш заслуговує «Оскару»?

«Брама» Володимира Тихого (2)

«Вулкан» Романа Бондарчука (0)

«Донбас» Сергія Лозниці (2)

«Кіборги» Ахтема Сеітаблаєва (20)

«Коли падають дерева» Марисі Нікітюк (0)

«Міф» Леоніда Кантера та Івана Яснія (4)

Жодного з цих фільмів не бачив (16)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: