|
|
ЛИГА АЗИОПЫ «Объебол»-2: еще раз о «коммерческой привлекательности» Достаточно ли магической силы водки, селедки, балалайки и сугробов, чтобы заставить европейского зрителя вместо Месси с Роналдо смотреть на Аршавина с Луисом Адриано? С момента выхода нашей статьи с коротким названием «Объебол», посвященной навязчивой идее Рината Ахметова об «объединенном футболе» Украины и России, прошло уже два с половиной года. Сам Ринат уже благополучно о ней забыл – он вообще о плохом редко вспоминает, а подобные идеи рождаются только тогда, когда твоя команда после первого же добытого еврокубка умудряется слить Лигу Чемпионов какой-то «Тимишоаре», а Лигу Европы – «Фулхэму». «Шахтер» за эти сезоны успел дважды продемонстрировать, что место ему все-таки среди лучших европейских клубов, а посему совсем необязательно яркой команде вступать в «клуб совковых неудачников», брезгующих отечественными чемпионатами, но стыдящихся признаться себе в том, что так и не доросли до достойной игры в Лиге Чемпионов УЕФА. Однако по Закону Неунывающего Западла, если какой-то клуб из кризиса вышел, то другому непременно суждено в него войти. Вот таким «другим» и оказался санкт-петербургский «Зенит», у которого позорное выступление в ЛЧ (только вчера вечером благодаря традиции «Милана» принципиально сливать непринципиальные матчи питерцы еле вползли на третье место в группе и вывалились в Лигу Европы) совпало с диким скандалом вокруг химкинской петарды. И как когда-то обиженный на судейство Ахметов грозил Суркисам уйти в чемпионат России, так и обиженный дисквалификацией «Зенита» глава «Газпрома» Алексей Миллер сначала порассуждал об уходе в другой чемпионат, а затем и оформил свою обиду в более конкретное предложение: разыгрывать некий «чемпионат СНГ». Конечно, за такое уточнение стоило бы Миллеру бутылку русской водки поставить с напутствием «Ну и правильно, ну и молодцы, вот и играйтесь там себе без нас!», поскольку Украина членом СНГ юридически не является. Но поскольку вся российская, да и украинская футбольная общественность, ухватившиеся за идею Миллера, почему-то говорят исключительно об участии в этом чемпионате украинских клубов, а не БАТЭ, «Шерифа», «Пюника» или «Нефтчи», то будем просто считать, что футбольные функционеры с юридическими тонкостями не знакомы. В любом случае, формулировка «чемпионат СНГ» для Украины является гораздо более выгодной, чем, скажем, «Совместный чемпионат Украины и России». Уже хотя бы потому, что позволяет послать этот чемпионат с порога и при этом теоретически ничуть не повредить самой идее его проведения. В самом деле, что за дискриминация? «Металлист» россиянам для общего состязания подходит, а «Актобе» – уже нет? Как бы там ни было, а после нынешнего оглашения инициативы Миллера шум поднялся куда больше, чем от незапамятных стенаний Ахметова – даже президент Российской премьер-лиги пообещал заняться проработкой регламента будущего чемпионата. В общем, у наших северо-восточных соседей ЧСНГ (сократим его так) уже считается чуть ли не решенным делом, чуть ли не с 2014 года готов российский футбол влиться в новое свежее болото. Украинские функционеры – а речь прежде всего о руководстве лидирующей четверки клубов – также привычно обрызгивают идею кипятком и демонстрируют всяческое желание в ее реализации поучаствовать. «Обком» решил взглянуть: а что же такое изменилось за последние 2,5 года, чтобы вдруг взять и воскресить уже, казалось, давно справедливо похороненную идею? Начнем с ощутимого. Кое-что за это время действительно поменялось кардинально – речь, конечно же, о переходе российского футбола на привычную всей Европе, в том числе и Украине, систему розыгрыша национального чемпионата «осень-весна». Признаться, в 2010 году «Обкому» и впрямь не верилось, что махину соседского футбола можно вот так взять – и загнать в снега и морозы, от которых она упорно пряталась в системе «весна-осень», проводя основной массив матчей летом. Однако если в России реформа проводится, она не просто бессмысленна, но и беспощадна: на качестве выступления российских клубов в еврокубках переход пока никак не отразился, а вот с посещаемостью – справился на ура! Чем толще слой снега лежит на России, тем позорнее статистика: если в ноябре, после 14 туров премьер-лиги, средняя посещаемость матчей чемпионата составляла 12 885 зрителей, то к зиме, после 17 тура, она уже упала до 11 639 (и это, подчеркнем, средняя посещаемость не конкретного тура, а всего чемпионата, то есть падение интереса к футболу под влиянием погодных условий выходит еще значительнее). Для тех украинских футболистов и функционеров, кто всерьез считает идею «объебола» интересной, возбуждающей и «коммерчески привлекательной», а российские декабрьские морозы несущественными, напомним о еще одном немаловажном изменении: с прошлого года у нас с Россией, вообще-то, зимой целых 2 часа разницы! И поскольку играть вечером в Сибири жуть как холодно, то первый матч выходного дня в РПЛ начинается в 9.30 по киевскому времени. Соответственно, в Украине топ-клубы, не столь скованные погодной зависимостью, наоборот, любят проводить свои матчи в вечерний прайм-тайм. Особенно это касается будней – к примеру, последний понедельничный матч «Днепр» – «Металлург» (Запорожье) транслировали по московскому времени в 23.00… Как будут решать эту проблему телевизионщики – сторона, ради участия которой и затевается вся объединительная афера (ну не билетами же на матчи клубы собираются «бабки отбивать» – не та у украинских, да и российских, болельщиков покупательная способность)? Чьи интересы в итоге перевесят? Телезрителя украинского, российского или потенциального европейского, которому якобы будет безумно интересен «третий по силе чемпионат Европы»? Что-то сдается нам, что зритель украинский в этом списке окажется наименее платежеспособным, а что из этого следует, додумайте сами. Несмотря на 2,5 года, за которые можно было пару кодексов законов мироздания разработать, так до сих пор и не прозвучало ни единого внятного объяснения насчет определения еврокубковых квот в совместном чемпионате и пополнения лиги новыми командами взамен выбывших. Считать чемпионом страны команду, занявшую 5 или 6 место в чемпионате, причем в основном по результатам матчей с командами, вообще играющими за чужую страну, – это извращение, но никаких более адекватных идей в сообществе не рождается, что и не удивительно в свете общей неадекватности всей идеи. То же касается извечного вопроса о национальности судей в межнациональных матчах: в заданной системе координат задача по-прежнему решения не имеет. Однако об этих мелочах сторонники идеи обычно предпочитают не распространяться в угоду двум великим аргументам – «силе чемпионата» и «коммерческой привлекательности» турнира. Монотонно повторяя мантру о «силе чемпионата», сторонники «объебола» как-то умудрились не заметить ту черту, за которой футбольная Украина просто переросла незыблемую аксиому. Последние годы, сравнивая футбол Украины и России, специалисты неизменно отмечали, что в Украине «есть «Динамо» и «Шахтер», а вот в остальном уровень России ощутимо выше». Сейчас определение обросло жирком, говорят уже иначе: «в Украине есть четыре клуба европейского уровня, выросли современные стадионы, появились приличные телетрансляции, но вот в остальном уровень России повыше будет». Осталось только задаться наконец назревшим вопросом: «Ну так и чем же уровень России будет повыше?!» Пожалуй, лучший ответ на этот вопрос может дать только зритель, причем не ленивый телевизионный халявщик, а болельщик, готовый платить деньги за билет на трибуну стадиона. Так вот, средняя посещаемость матчей Украинской премьер-лиги (тоже к 17 туру) – 13 003 человека. Если же говорить о лидерах чемпионатов, которых и хотят объединить в рамках ЧСНГ, то картина еще более впечатляющая: самый популярный клуб России – грозненский «Терек» – в Украине по посещаемости еле-еле согнал бы с пятого места днепропетровский «Днепр»! А вот идущий в России вторым «Спартак» и до «Днепра» бы не дотянул, а на обладателя Кубка УЕФА московский ЦСКА в «Лужники» ходит меньше народу, чем в полумиллионном областном центре Луганске на страшненький стадион «Зари». Для удобства приведем небольшую табличку: Таблица посещаемости самых популярных футбольных клубов Украины и России (цифры Википедии по данным 17 туров национальных чемпионатов) «Шахтер» (Украина) – 42 081 «Динамо» (Украина) – 25 246 «Металлист» (Украина) – 30 974 «Черноморец» (Украина) – 21 995 «Терек» (Россия) – 19 715 «Днепр» (Украина) – 19 439 «Спартак» (Россия) – 19 292 «Кубань» (Россия) – 19 096 «Зенит» (Россия) – 17 815 «Анжи» (Россия) – 14 356 «Алания» (Россия) – 13 911 «Локомотив» (Россия) – 13 159 «Крылья Советов» – 11 025 «Заря» (Украина) – 10 965 ЦСКА (Россия) – 10 934 В общем, вопрос, кому именно – Украине или России – выгодно проведение «Чемпионата СНГ», переходит в разряд риторических. Российские клубы действительно хотели бы поднять интерес к своему футболу за счет привозных звезд, и этих привозных звезд, что приятно, они видят именно в клубах украинских – думается, нынешний еврокубковый сезон «Шахтера», «Днепра» и «Металлиста» тому немало способствовал. Однако на этом все приятное в российском интересе заканчивается, дальше, как водится, сугробы и медведи. На сегодняшний день для ведущих украинских клубов объединение с российским футболом – это уже скорее деградация, чем шаг вперед. Да, конечно, с точки зрения спортивного интереса и поддержания игрового тонуса сыграть с «Зенитом» посложнее и полезнее, чем с «Говерлой», однако в нынешнем сезоне украинские команды уже убедились, что и шести внутренних матчей против непосредственных конкурентов при стабильной еврокубковой загруженности команде может хватить с головой. Выходить на каждый матч чемпионата, как на финал Лиги Чемпионов, конечно, на словах почетно и красиво, но в реальной жизни о таком «счастье» мало кто мечтает. Хотя какая там Лига Чемпионов – в ЛЧ этих «достойных соперников» из России выносит вперед ногами хоть «Селтик», хоть «Бенфика», хоть «Андерлехт». На фоне последних российских успехов в еврокубках так и хочется спросить: вот ЭТО вот и есть тот самый «коммерчески привлекательный продукт», которым вы собрались потчевать Европу? В чем вообще заключается «коммерческая привлекательность» турнира, вся идея которого упирается в формулировку «чтобы было как в СССР»? Пока Миллер с Ахметовым вспоминали «забитые стотысячные стадионы» с деревянными лавочками, вся Европа уже успела забыть, что такое весь этот ваш USSR, glasnost и perestroika – необходимая западному туристу доза жлобского обаяния компактно умещается в одну матрешку с Горбачевым. В чем суть привлекательности? Если российский футбол, в котором крутятся совершенно несоразмерные уровню игры деньги, так и не смог до сих пор заинтересовать западного зрителя, то что именно должны добавить украинцы к зарплатным скандалам «Зенита», что должно в корне изменить ситуацию? Единственное, что позволяет смотреть на российскую затею с оптимизмом и уверенностью в ее очередной скоропостижной кончине, – слишком уж явная ее схожесть с G-14, «артелью» европейских футбольных грандов, более десятка лет назад мутивших воду в европейском футболе на предмет создания «Евролиги». Вся шумиха вокруг фрондерствующего «клуба толстосумов» закончилась тем, что гранды под угрозой ухода в отдельную лигу выбили себе у УЕФА более «коммерчески привлекательные» условия проведения Лиги Чемпионов и вот уже который год снимают с нее самые жирные сливки и даже не вспоминают о своих угрозах. В России все выглядело так же ровно до того момента, пока футбольные власти, которые, по логике, и являются объектом шантажа, сами с радостью не ухватились за предложенную идею. Впрочем, как уже неоднократно отмечалось, аршином общим не измерить, так что не будем слишком уж строги к северо-восточным соседям. Почему-то кажется, что даже при всей шумихе вокруг воскресшей идеи ЧСНГ скоро затихнет и она. В конце концов, как уже говорилось, благодаря умению «Милана» сливать непринципиальные матчи «Зенит» получил шанс спасти сезон в Лиге Европы. Главное теперь, чтобы этот шанс – по-честному, на футбольном поле, перед тысячами фанатов и миллионами телезрителей – в «Газпроме» сочли достаточно «коммерчески привлекательным».
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|