26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

УЗКОЕ МЕСТО

К 26 декабря ТНК поставит жирную нефтяную точку на одной из афер Януковича

Босфор, фото lenta.ruСудя по всему, никакие «скорректированные», «уточненные» и пр. планы по прокачке нефти по реверсной схеме использования нефтепровода «Одесса-Броды» на текущий год выполнены не будут. Все против: узкие места под названием Босфор и Дарданеллы, погодные условия в Черном море, да и планы самих россиян.


Сегодня Игорь Пономарев - постоянный представитель Российской Федерации при Международной морской организации (ИМО), штаб-квартира которой находится в Лондоне, заявил в интервью РИА «Новости», что Россия надеется на продолжение консультаций с Турцией по вопросу пропуска российских судов через Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы.

Г-н Пономарев напомнил, что на прошедшей неделе 79-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО рассмотрела документ, представленный Россией в марте этого года: «В этом документе приводится анализ, сделанный Российской Федерацией, по работе турецкой системы управления движением судов в Черноморских проливах».

Оказывается, российская сторона обеспокоена скоплениями судов перед входом в проливы. Иногда задержки составляют до пяти суток, а у входа в проливы стоит до 40 судов, что чревато как экономическими убытками, так и проблемами экологии и безопасности.

Россия также разделяет озабоченность Турции по вопросу обеспечения безопасности судоходства в зоне проливов и охраны морской среды. Однако Москва считает, что предпринимаемые турецкой стороной практические меры на практике ведут к ограничению свободы судоходства и фактическому введению разрешительного порядка прохода судов.

Что и как «Москва считает» - это, конечно, интересно, но кроме самой «Москвы» никого ни к чему не обязывает. Слава Аллаху, в Турции пока «на троне» не президент-рецидивист, и никакие, следовательно, обязательства перед Россией (точнее – перед кучкой дорвавшихся до природных богатств олигархов) в ущерб собственным интересам турки нести не собираются. Тем более что опасения их – не на пустом месте строятся: загоревшийся в ноябре в Дарданеллах танкер, перевозивший российскую нефть, заблокировал на несколько суток проход судов через проливы. Можно только предполагать, какова была бы реакция турецкой общественности (да и судовладельцев иных стран), если бы российская нефть вспыхнула черным факелом посреди Стамбула, то есть в Босфоре.

Но эти и подобные рассуждения – «в пользу бедных». О том, что проливы являются довольно проблемным местом для возросших в конце ХХ века объемов морских перевозок стало известно не сегодня. По крайней мере, украинские металлурги еще в середине 90-х годов не переставали жаловаться на бесконечные простои на подходе к Босфору и констатировали, что связанные с этим убытки с годами только растут. И нынешние аргументы некоторых апологетов реверса – мол, в Босфоре всегда тесно было, - не выдерживают критики. Если там и до «реверсных» танкеров было не продохнуть, то зачем было еще больше усугублять ситуацию? Если сейчас уже заранее раздаются стоны, что погода зимой не способствует «хождением за три моря» с грузом нефти, то разве не об этих перспективах предупреждали противники разворота трубы, которую украинцы при Ющенко строили для одних целей, а Янукович и его не выходящий из отпуска вице-премьер по ТЭК решили использовать для иных, прямо противоположных интересам Украины: для фиксации энергозависимости Украины от Москвы и для «назначения» президентом Януковича – что похуже всякого реверса и набега саранчи.

Ну да ладно. Поговорим лучше о планах, точнее – о несбывшихся «миллионах тонн» и тех самых «реверсных танкерах», которые время от времени бороздят просторы по маршруту «Одесса-черноморские окраины Стамбула».

Напомним, что изначально, в середине 2003 года, когда и зашел разговор о «реверсе», россияне гордо называли цифру «9 млн т в год». На том и сошлись: ТНК – с одной стороны и организованное сообщество Януковича, Василенко («Укртранснафта») и пр. «патриотов» - с другой. Однако, даже тогда никого особенно в Украине эти цифры не впечатлили – не стоили они того, чтобы приносить в жертву принципы национальной безопасности, в числе которых – диверсификация источников получения энергоносителей.

Но после отставки «энергоблока» Кабмина решение все же было принято (обо всей этой реверсной эпопее «Обком» повествовал обильно, начиная с сентября 2003 года – см. хотя бы «ТНК готовит диверсию»).

Самое пикантное, что как раз накануне отставки противников реверса – в ноябре 2003 года - в Европе забили тревогу из-за очередной «пробки» на Босфоре: из-за уменьшения количества танкеров с российской нефтью, проходящих через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Как сообщала тогда Financial Times, проблемы с транспортировкой вызваны плохими погодными условиями и ограничениями в сфере безопасности. В результате на нефтеперерабатывающих заводах Испании, Италии, Франции и Германии создался дефицит сырой нефти, поскольку дилеры сократили объемы поставок, опасаясь дальнейших задержек груза, которые уже достигли 20-25 дней.

Тогда был остановлен один из российских нефтепроводов, ведущих к Черному морю, потому что хранилища уже были переполнены, а загрузка танкеров задерживалась из-за сложной транспортной ситуации в проливах. Незадолго до этого турецкие власти запретили проход по проливам крупнотоннажных танкеров в ночное время.

…И вот после закачки в 2004 году технологической нефти ТНК в трубу выяснилось, что «9 млн тонн» нужно понимать сугубо в смысле ДО «9 млн тонн». Затем произошла новая коррекция: до 2,5 млн тонн с сентября до конца 2004 года, которая затем ужалась до 1,2 миллиона тонн.

В общем, чем ближе к выборам и чем яснее становилось, что Януковичу может помочь только беспредельная фальсификация, тем более тощим становился поток российской нефти. И планировавшаяся ПиАр-акция, согласно которой 30 октября, то есть в самый канун первого тура выборов, из Одессы в присутствии Януковича отправится «юбилейный»,10-й танкер-стотысячник не состоялась.

И уже в октябре россияне отбросили в сторону все приличия и упорно принялись «продавливать» проект «сухопутного» трубопровода через Балканы – но в обход проливов. И уже ровно неделю назад, в разгар «оранжевой революции» министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко сказал журналистам в Анкаре (6 декабря), что Россия и Турция активно обсуждают проекты альтернативных маршрутов по транспортировке углеводородов в обход проливов Босфор и Дарданеллы. При этом в российском правительстве считают, что условия и тарифы обслуживания обходных маршрутов должны быть сопоставимы с условиями в Черноморских проливах.

Разумеется, Одесса, как перевалочный пункт «реверса», в эти планах просто не фигурирует – по причинам географическим.

Но и с этим, в конце концов, можно смириться: ждать от Януковича разумных решений на пользу Украине - это как от козла пастеризованного молока. Но вот ведь в чем дело: даже указанных выше 1,2 млн т «тюменской» нефти через Украину по «реверсу» в этом году, видимо, не пройдет. Как удалось выяснить «Обкому», на сегодняшний день – 13 декабря – из Одессы ушло всего 11 танкеров общим брутто-тоннажем 872 091 тонн. И до конца года – то есть за оставшиеся неполные три недели нужно отправить «более трех» танкеров-стотысячников, что едва ли возможно, поскольку предыдущие 872 тысячи тонн перевезли 11 танкеров меньшей вместимости. То есть – толчея в штормящем Черном море перед Босфором меньше не станет.

А потому, когда в следующем году российская «Транснефть» осуществит свои планы и увеличит пропускную способность Балтийских нефтепроводов с 50 млн т в год до 62 миллионов, то аргументов у ТНК для объяснения своей настойчивости для использования нашей «трубы», которую украинцы строили совсем для иных целей, наверное, уже и не останется.

Объясняться зато придется Виктору Федоровичу. Уже к 26 декабря, – а уж тем более после него, - ему придется ответить на ряд вопросов, вытекающих «один из другого»:

1. Зачем его Кабмин соглашался на «реверс»?

2. Каково присутствие семейства Януковичей в одной из сравнительно недавно созданной нефтяной компании Донецка?

3. Насколько оправданы сведения, что это же семейство «положило» свой бесстыжий глаз на Северодонецкий «Азот»?

4. Наконец, почему первый съезд сепаратистов с участием Януковича прошел именно в Северодонецке – в двух шагах от Лисичанска, то есть от ЛИНОСа, попавшего по милости Кучмы в руки той же российской ТНК? Этот объект уж точно мог выполнить роль нефтяного резервуара для ПиСУАРа…


Егор НЕХЛЮДОВ

Версия для печати  Версия для печати

13 Декабря 2004 17:50


 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: